5 мифов о работе памяти

© 2020 Елена Петри
Развенчание мифов – популярный способ заработать авторитет и экспертную позицию. У меня задача другая – сверить словари. Потому что часто (а в случае с памятью, это «часто» превращается в «почти всегда») за одними и теми же словами люди видят разные смыслы. Чтобы не получилось игры в "Испорченный телефон", давайте проясним некоторые моменты. А заодно, ответим на лучший проверочный вопрос тысячелетия - #ичё? В смысле, что нам с этим открывшимся знанием делать.

Елена Петри
1.
Миф о том, что память существует сама по себе.
Память можно сравнить с дыханием. Что бы мы ни делали, дыхание всегда с нами. Как и память. В том или ином виде она присутствует почти в каждом нашем действии. От заваривания чая и просмотра сериала до обучения и переговоров. Работает память в двух режимах – по умолчанию и по требованию.

А переключение между режимами происходит за счет внимания.

То есть отделить память в некую самостоятельную единицу можно лишь искусственно, в жизни она железно сцеплена с вниманием и с образным мышлением. Образы – язык памяти, внимание – энергия, питающая её.
Память не существует в вакууме. Системный подход – наше всё.

Хотите результат?

Подходите комплексно: образное мышление + память + внимание.
2.
Миф об улучшении памяти.
У одного человека была машина. Он жил в мире, где никто никогда не объяснял ему как на ней ездить. Подразумевалось, что все и так всё умеют. Человек, действительно, до всего дошел своим умом, где-то подсмотрел, что-то само получилось. Хотя всё равно оставались сомнения, что использует он свою машину на полную мощь.

В один прекрасный день, выяснилось, что кроме первой, второй и задней передачи, у машины есть ещё три скорости. А ещё, экономичный и спортивный режим. Конечно, человек, обрадовался и начал осваивать эти «новшества».

Улучшил ли он свою машину? Вопрос кажется странным, не так ли?

Да, мы развиваем, тренируем и прокачиваем, но не память, а себя. Свой навык взаимодействия с памятью. Учимся вести диалог, вставать в позицию наблюдателя и, со временем, управлять своими ресурсами. В нашем случае – вниманием, памятью и образным мышлением.
Позиция наблюдателя позволяет сместить фокус внимания с потребительского отношения на взаимодействие с памятью.

От взаимодействия можно перейти к управлению.

Если вы не управляете своим вниманием, им управляет кто-то другой.
3.
Схожу на интенсив, натренирую память.
Интенсив – это формат занятия, где ведущий активно делится знаниями, а слушатель их впитывает как губка и старается унести, не расплескав. В 90 из 100 случаев, эффект от интенсива рассеивается, оставаясь в лучшем случае пассивным знанием.
Чтобы сформировался навык, нужно время, устойчивая мотивация и поддержка среды.
Инъекция знаний – лишь первое звено в цепочке к результату. "Узнал – попробова – уточнил – внедрил".

При выборе формата обучения стоит это учитывать.
4.
Миф о дырявой, девичьей и короткой памяти.
26 января 2018 года исполнилось 127 лет со дня рождения Уайлдера Пенфилда. Google в связи с этим, вывесил поздравительный дудл, почтив память Учёного. Именно Пенфилд сделал замечательное открытие – человеческая память хранит в виде воспоминаний абсолютно всю нашу жизнь.

Открытие было сделано случайно, вообще-то доктор Пенфилд занимался лечением эпилепсии. Он сделал более 10 000 операций на открытом мозге, по пути выяснив такой факт: раздражение определенных участков коры головного мозга вызывает воспоминания событий из прошлой жизни человека. Причем воспоминания очень яркие, со звуками, запахами, ощущениями и эмоциями.

Факт, что вся наша жизнь записана и хранится как будто в файле, превращает красивую фразу о безграничности памяти в объективную реальность.
Всё так здорово устроено, что наша память – совершенна. Дело лишь в том, как взаимодействовать с этим богатством, знать путь к файлу. Возможно перед тем как обвинить свою память в плохой работе, стоит наладить с ней контакт, узнать, как она работает и, хотя бы, не мешать ей.
5.
Мнемотехники наше всё.
«Чтобы запоминать быстро, много и навсегда, существуют специальные хитрые приёмы. Ими владеют шпионы и разведчики. Узнав их, можно за ночь подготовиться к любому экзамену и за неделю выучить любой язык».

В ожидании чуда и волшебных мнемотехник отправляется человек в интернет, а там уже раскинуты сети. Ловят на мнемотехники доверчивых клиентов, обещают все секреты за три дня рассказать. (Смотри пункт про интенсив)

  • Да, они существуют. В открытом доступе, в книгах, статьях и на YouTube.
  • Нет, знание техник само по себе ничего не даёт. Как правило, человек говорит, да, я знаю эту методику, ассоциативная что-ли она называется… Но что-то не получается её использовать. Долго, муторно, быстрее в телефон записать
Техники лишь один из элементов тренировки. Не самый важный, на мой взгляд. Ведь понимая суть, приёмы запоминания можно придумать и самому.
Программу «Запомни и блистай» я строю на трёх китах
  • управление вниманием
  • мотивация
  • мнемотехники
Подпишитесь на рассылку
Спама не будет. Только новости, полезности и анонсы!
Нажимая на кнопку «Записаться», Вы принимаете условия Политики конфиденциальности и соглашаетесь на обработку персональных данных.